Наши
партнёры ТАРО
|
ИГPАЛЬНОЕ ТАPО Однажды пришел
ко мне человек, вынул из кармана колоду карт и говорит: Вот, привезли мне Таро, а я понять ничего не могу: у Папюса
написано "Папесса", "Суд",
"Император", а тут дети какие-то нарисованы, дамы танцуют... Вариантов карт Таро существует множество. Если еще сто лет назад во всем
мире насчитывалось едва ли два десятка различных версий, включая рукописные
музейные колоды XV-XVI веков, то сейчас их число уже перевалило за тысячу.
Выбор огромен: черно-белые и цветные, строгие и забавные, простые и мудреные,
стилизованные под Индию, Египет, Древнюю Мексику, рококо, классицизм,
импрессионизм, есть даже сюрреализм и поп-арт... Дань этому жанру отдал и
Сальвадор Дали, сделав семьдесят восемь коллажей из работ старых мастеров с
собственными живописными "комментариями". Его колода, естественно,
очень популярна в Испании. Однако при всем
разнообразии рисунков основной смысл арканов, двадцати двух больших и
пятидесяти шести малых, остается одним и тем же. "Наука и религия"
о них уже писала. Кроме того, на русском языке имеются книги, в которых можно
узнать о них подробнее, напр.: Папюс. Поэтому
сегодня мы об арканах говорить не будем. В целом все
существующие варианты карт Таро можно разделить на
четыре основных типа. Перечислим их "в хронологическом порядке
соответственно времени их возникновения. Во-первых,
Марсельское Таро, сохраняющее традиционный рисунок
самых первых карт XIV-XVIII вв. ("музейные" колоды Ж. Грингонье, Висконти-Сфорца, Фурнье, М. Морана). Названия и
трактовка арканов также вполне традиционны. Pисунок
имеют только 22 Старших Аркана; на младших изображены лишь цифры и фигуры,
указывающие масть (жезлы, кубки, мечи и денарии). Подробнее о работе с этим
типом карт можно узнать из книги М. Морана
"Марсельское Таро". Во-вторых,
"Египетское" (тж. "Цыганское") Таро
французского оккультиста Этейллы
(XVIII-XIX в.), в свое время очень популярное в Pоссии.
Были даже карты с надписями на русском языке и "Таинственная книга Тота" о них, изданная в Москве в 1861 году.
Нумерация Старших Арканов, а также их рисунки у Этейллы
во многом отличаются от классических, в результате чего, естественно, и их
трактовка оказывается несколько иной. Третий, ныне
самый распространенный тип можно обозначить как" Общее Таро": рисунками тут снабжены все Арканы, и Старшие,
и Младшие(у Младших Арканов рисунки впервые появились в 1910 году, в колоде
американской художницы Памелы Смит. Их трактовка
полностью придерживается древней традиции, как и в системе Марсельского Таро, хотя и снабжена комментариями в духе современной
эзотерической космологии (ХХ в.: колоды Папюса, М. Хейндля, Д. Pамана, А.Э. Уэйта, А. Кроули, С. Дали,
"Масонская","Акварианская" и
большинство других). И, наконец,
четвертый и самый мало изученный у нас тип - Игральное Таро.
Именно карты Таро послужили в свое время прообразом
игральных карт, став, несмотря на все запреты королей, основой целого ряда
азартных игр. Первоначально играли полной колодой, со всеми двадцатью двумя старшими картами (их-то и называли
"козырями") и 56 младшими, разделенными на четыре масти по 14 карт
в каждой: кроме десяти простых карт,
от туза до десятки, в ней имелось не три, как сейчас, а четыре фигурных карты
- Вестник, Всадник, Сивилла и Фараон (младший валет, старший валет, дама и
король). Первоначально
они символизировали четыре основные социальные страты - простолюдинов
(Вестники), рыцарей (Всадники), жрецов(Сивиллы) и князей или царей (Фараоны);
в Индии это шудры, кшатрии, брахманы и раджи, и т.д. С течением времени эта
символика забылась; испанская и немецкая колоды сохранили короля и двух
валетов, но"потеряли" даму, французская и русская - короля, даму и
одного валета. Масти приобрели иные названия: вместо мечей, кубков, жезлов и
монет (денариев) на картах стали изображать шпаги (пики), сердечки(черви),
дубовые листья (трефы) и бубенчики (бубны). В современных американских
колодах пики вообще заменяют звездочками, а бубны яблоками. Из старших карт в
этих колодах остался лишь джокер (Шут). Появилось много
новых игр, начиная от преферанса и бриджа и кончая "дураком",
"ведьмой" и "пьяницей". Почему у англичан, кстати,
любимой игрой стали бридж и белот, у немцев - скат,
у французов - экарте, у бельгийцев - ромме, у
австрийцев - доппелькопф и рамш,
а у русских - преферанс, это особая история, заслуживающая отдельного
исследования. Самое интересное, однако, заключается в том, что в странах
южной и западной Европы до сих пор сохранилась самая древняя из карточных
игр, основанная на полной колоде Таро и даже
сохранившая ее название. В Италии,
Австрии и южногерманских землях ее называют "Тарок". Самым старшим козырем считается Шут (джокер,
нулевой или двадцать второй из Старших Арканов), который называют "Скюз", от французского l'Excuse,
потому что, когда его кладут, говорят: "Примите мои извинения!"
Козырями (итал. Tarocchi)
считаются и остальные Старшие Арканы, из которых только "Маг" и
"Луна" имеют числовые значения (очки), прочие же просто
"бьют" любые другие карты. Из Младших Арканов числовые значения
имеются только у фигурных карт ("картинок"), остальные называются
"латонами" (пустышками) и просто
сбрасываются в ходе игры. По своим правилам игра напоминает покер: в ней
также имеются "улица", "шлем" и другие похожие
конфигурации. Во Франции она сохранила свое первоначальное название (Tarot, "Таро"). Для любителей
этой старинной игры выпускаются и соответствующие карты. Младшие Арканы в
этом типе карт не имеют рисунка - они идентичны современным игральным картам,
только фигурных карт, как уже говорилось, не три, а четыре - Валет (Вестник),
Кавалер (Всадник), Дама (Сивилла) и Король (Фараон). На Старших изображены
жанровые сценки 60-х гг. XIX в. С традиционными
изображениями Старших Арканов эти сценки эпохи Наполеона III не имеют ничего
общего. На них действительно нарисованы играющие дети, танцующие дамы,
беседующие господа, отдыхающие крестьяне и различные другие персонажи. Они и
были созданы для того, чтобы придать картам не гадательный, а игральный
характер. Однако это в принципе не меняет дела: рисунки, как и любые другие
символы, также могут быть использованы для гадания. Возьмем для
примера колоду Игрального Таро, выпущенную
старинной парижской фирмой Гримо. Pисунки к ней выполнены художниками Э. Жанен-Нальте и М. Гарриве. На
Старших Арканах есть номера, поэтому их в принципе можно было бы
истолковывать как обычное Таро, но это
затруднительно, да и не стоит усилий, так как рисунки колоды Гримо хороши сами по себе. Они достаточно информативны,
чтобы вызвать цепочку ассоциаций даже у самого неподготовленного человека, а
потому вполне способны ответить на любой наш вопрос. Тем более, что
каждый из Старших Арканов этой колоды имеет не одну, а две разные картинки,
то есть они могут быть истолкованы как "прямой", так и
"перевернутый" вариант. Как и в описаниях других гадательных
символов, мы приведем здесь лишь некоторые из возможных толкований, в остальном
же, конечно, при раскладывании этих карт лучше полагаться на собственную
интуицию. Возможно, у вас появятся иные ассоциации. Их не следует считать
"ошибочными": скорее всего, они просто лучше подходят вашему складу
личности. Карты были
опробованы на практике, подтвердив возможность их использования в гадательных
целях. Описания карт сделаны на основе целого ряда сеансов гадания. Вынимать
и раскладывать карты можно любым из известных вам способов. Самое простое -
выбирать карты, как и руны, по одной каждым утром, чтобы узнать, что принесет
вам наступивший день. |
|